У бизнеса много общего с профессиональным боксом. Со стороны может показать, что для победы достаточно бить сильнее и быть выносливее. Но это не так - никто из спортсменов не выходит на ринг просто помахать кулаками. Чаще побеждает тот, кто выбрал правильную стратегию на поединок и реализовал ее. И это не всегда фаворит.
Тоже самое на рынке: андердог с маркетинговой стратегией бизнеса в долгую победит бессистемного конкурента с большим ресурсом.
Маркетинговая стратегия – это написанный план, в котором определены ключевые задачи бизнеса и то, как компания их реализует при помощи маркетинговых инструментов.
Создание маркетинговой стратегии важно доверить компетентным людям, потому что от нее во многом будет зависеть не только эффективность, но и жизнеспособность бизнеса.
При разработке стратегии специалисты:
- Определят рынки сбыта продукции.
- Выделят сегменты потребителей.
- Помогут изучить способы образования цен.
- Найдут новые каналы продаж.
- Зафиксируют текущую рыночную ситуацию.
- Определят первоочередные цели.
- Распишут мероприятия, направленные на сбыт продукции.
- Разработают эффективную рекламу.
Разработка маркетинговой стратегии начинается с исследования рынка.
Пилоты ралли или Формулы-1 перед заездами тщательно изучают трассу – нестись на огромной скорости в неизвестность было бы чистым безумием. В бизнесе также. При помощи маркетингового исследования нужно изучить рынок и клиента для понимания того, где можно ускориться, а где разумно притормозить и маневрировать. А самое главное – это действенный способ понять, нужен ли ваш продукт/услуга на рынке или нет.
Рынок исследован, задачи определены, теперь компания выбирает один или несколько видов маркетинговой стратегии:
Глобальная
Она напрямую связана с амбициями бренда выйти на рынки других стран, закрепиться там, либо расширить присутствие. Тут важно учесть культурные особенности при разработке стратегии рекламы: разобраться, что уместно, а что нет. Возможно также придется модифицировать продукт. Например, Макдональдс в Украине продает специальные сэндвичи с ржаными булочками и соусом из хрена, которые пользуются большой популярность.
Базовая
Тут компания анализирует преимущества и издержки, выбирает фундаментальный маркетинговый курс и ниши, в которых хочет расширить или сократить присутствие. Большое внимание тут уделяют оптимизации маркетинга, о котором мы писали ранее.
Конкурентные
Классно, если вы были бы одни на рынке, но это не так. Поэтому такая стратегия нужна чтобы определить ваше поведение относительно конкурентов. Если вы лидер – укрепляйте свои позиции и отбивайте атаки, если преследуете лидера – находите слабые стороны, незанятые ниши и атакуйте. Пепси, например, регулярно атакует Кока-Колу как рекламными роликами, так и ударами по свободным нишам, выпустив линейку с добавлением фруктовых вкусов.
Стратегия роста
Реализуя её, компания стремится не только масштабировать бизнес, но и диверсифицировать его – продавать новые продукты и услуги на новые рынки. Яндекс – отличный пример такой маркетинговой стратегии. Сначала это был поисковик, а теперь целая экосистема с десятком сервисов, включая доставку, такси, диджитал журнал и стриминги. Это очень удобно потому, что существующие сервисы выступают бесплатными площадками для продвижения новых.
Как видите, маркетинговые стратегии разные и заточены не на определенные сферы бизнеса, а ориентированы на достижение целей, выполнение задач, и положение компании на рынке.
И производитель органических удобрений, и стриминговая платформа одинаково могут хотеть выйти на новые рынки, для этого они используют глобальную маркетинговую стратегию. Также у этих компаний есть лидеры в их нишах, относительно которых они реализуют конкурентную стратегию маркетинговой деятельности. Реализовать стратегию роста стриминговый сервис может при помощи диверсификации – запустить, кроме фильмов и сериалов, подкасты и музыку. А производитель удобрений реализует рост при помощи приобретения/поглощения компании из своей или соседней ниши. После грамотно подобранной маркетинговой стратегии, стоит выбрать отдел маркетинга на аутсорсинге, нежели создавать его в ручную. Опытный отдел в 2 раза эффективнее справится с задачей внедрения маркетинговой стратегии в бизнес, чем собственный отдел маркетинга.
В следующей статье мы расскажем ТОП 5 ошибок в неправильно оформленных и созданных рекламных кампаний.