С чем можно столкнуться?
Автоматизация маркетинга – это главный вектор прогресса бизнеса. Она дает возможность высвободить у компании огромный ресурс времени и денег, и направить его на развитие. В маркетинге сейчас идёт своя технологическая революция, но вместо станков и машин, боты и программы. Идея того, что на каждый процесс не обязательно «сажать» сотрудника выглядит очень привлекательно. Но, к сожалению, нельзя сегодня принять решение об автоматизации, а завтра внедрить его, торжественно объявив на общем собрании.
За общим понятием «автоматизация» стоит ряд конкретных инструментов и действий, к внедрению которых бизнес нужно подготовить. Ниже мы разберемся в них и подскажем, что нужно сделать компании, чтобы прочно встать на маркетинговые рельсы.
Создайте маркетинговый план. Это дорожная карта развития бизнеса, которая вносит ясность и определенность в ваш путь. Нужно четко прописать целевую аудиторию - кому вы продаете товар или услугу. Также очень важно знать, каких результатов вы хотите достичь, в какой срок – выразите в конкретных цифрах, графиках и диаграммах все качественные и количественные показатели. Это и будет ваш прочный фундамент для автоматизации.
Разберитесь в метриках и наведите порядок в данных.
Уже на этапе разработки маркетингового плана четко определите наиболее важные метрики и назначьте сотрудников, которые будут давать вам актуальные цифры — они нужны для внедрения сквозной аналитики. Она незаменима при анализе маркетинговых кампаний и позволит понять, что сработало, что нет, на каком этапе произошел сбой. Например, на рекламный баннер кликают, но не покупают – «Почему?»
Конечно же, в Яндекс.Метрике и Google.Analitics это всё можно увидеть, но данные о продажах никак не видны в кабинетах рекламных кампаний. Именно для этого мы внедряем Roistat и AmoCRM. Эти платформы соединяют все данные о заявках и продажах.
Кейс
К нам обратилась компания ЖР Суворовский с запросом настроить стабильный поток заявок из каналов интернет-трафика. Не менее 30 заявок в день. Вот так мы выполнили задачу: сперва сегментировали аудиторию и сделали отдельные баннеры под каждую нишу. Затем внедрили Roistat и AmoCRM, чтобы увидеть, какая реклама работает эффективно, а какую нужно отключить. И, соответственно, мы видели, с каких баннеров люди покупают квартиры, а на какие баннера люди вовсе не реагировали.
Изучите целевую аудиторию действительно хорошо.
«Мужчины от 18 до 65, у которых есть автомобиль» - так однажды описал свою ЦА ретейлер автозапчастей. С таким описанием «далеко не уедешь», потому что ваш маркетинговый ресурс ограничен – воды в лейке не хватит для полива всего огорода, а только нескольких грядок. Бизнесу нужно сузить и сегментировать ЦА при помощи логичных вопросов и статистических данных. Например, «как быстро клиент хочет получить запчасть?», «у него личный или коммерческий транспорт?», «он обслуживается у официала или в частном СТО?», «как он покупает: на сайте, по телефону, приезжает в магазин?».
Увольте скептиков.
Нет ничего хуже, чем внутренний саботаж. Практика показывает, что некоторые сотрудники плохо принимают введение инструментов маркетинга.
Причин может быть несколько.
1) Непонимание того, зачем нужен маркетинг и как он поможет компании и конкретно им.
2) Нежелание меняться, работать по-новому – «раньше же как-то жили без всяких маркетингов».
В первом случае ситуацию исправит разъяснение. Второй же случай безнадежен. Большая вероятность, что такие сотрудники будут саботировать работу отделов рекламы и маркетинга, игнорировать свои новые функции и вносить смуту в коллектив.
Определите приоритетное направление автоматизации.
Всё и сразу сделать нельзя. Маркетинговый план позволить понять, какое из направлений выбрать в первую очередь. Например, делая ставку на B2C клиентов, автоматизируйте e-mail маркетинг, а если вы много продаёте по телефону, то внедрите IP-телефонию. Правильное приоритетное направление даст вашему бизнесу нужный буст и воодушевит коллектив.
Грамотные специалисты уже на этапе разработки стратегии маркетинга укажут на все подводные камни, но ключевые решения остаются за собственником бизнеса, которому с приглашением маркетологов необходимо сделать серьезную «домашнюю работу».